ВВЕДЕНИЕ Дисциплина "Экономика фирмы" рассчитана на дистанционное обучение студентов РЭА им. Г.В. Плеханова. В данном семестре планируется написание курсовой работы (по выбору) по одной из предлагаемых тем и экзамен по всему курсу. Цель данной дисциплины – научить студентов объяснять, анализировать суть явлений и делать экономические расчеты в системе организации планирования и управления предприятием. Требования к работе над пособием: 1. Придерживаться календарно-тематического плана, приведенного в данном пособии, для выдерживания сроков представления в деканат данных по текущему тестовому контролю. 2. Данные текущего тестового контроля по темам просим вносить в прилагаемые к пособию типовые бланки листов текущего контроля по темам. 3. Бланки листов текущего контроля по темам с ответами должны быть высланы в адрес деканата не позднее, чем за месяц до предусмотренного календарным планом экзамена. 4. Вы будете допущены к экзамену только при успешном прохождении тестирования по всем темам, о чем Вам сообщит деканат непосредственно перед экзаменом. Тема 1. Управление фирмой В общем виде управление – это процесс воздействия на управляемую систему с целью достижения ею заданных свойств. Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. Механизм управления включает в себя следующие компоненты: * принципы управления; * функциональные задачи; * структура управления; * экономические и юридические законы и ограничения. Предприятие как систему управления делят на объект управления и субъект управления. Субъект управления включает в себя: 1) организационную структуру управления; 2) кадры; 3) методы управления; 4) способы взаимодействия между подразделениями; 5) информационное обеспечение; 6) технические средства управления. Объект управления включает все подразделения предприятия, обеспечивающие производство и реализацию продукции (услуг). Связь между субъектом и объектом управления осуществляется путем обмена информацией. Механизм управления как совокупность различных методов воздействия на управляемую систему должен выполнять ряд функций – задач. Различают следующие функции управления: 1) планирование – постановка целей и определение путей ее достижения; 2) организация – расстановка и распределение ресурсов и работ; 3) распоряжение – приведение в действие; 4) координация; 5) контроль. В свою очередь различают три группы методов управления для выполнения вышеперечисленных функций: 1) организационнно-распорядительные – директивное воздействие на управляемую систему; 2) экономические – система материального поощрения; 3) социально-психологические методы – создание необходимых условий для самореализации работников, комфортные условия труда, моральное поощрение и т.д. Выполнение функций с помощью определенных методов основывается на определенных принципах. Принципы организации управления: 1. Принцип целевой совместимости и сосредоточенности. Заключается в создании связанной, целенаправленной системы управления, при которой все звенья образуют единый механизм, направленный на решение поставленных задач. 2. Принцип непрерывности и надежности. Выражается в необходимости обеспечения непрерывного процесса производства. 3. Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма. Заключается в необходимости осуществления деятельности предприятия на основе динамичных планов, увязанных с имеющимися ресурсами. 4. Принцип распределения функций управления (специализации). Состоит в том, что за каждым работником закрепляется выполнение определенных функциональных обязанностей. 5. Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов. Определяется общественным характером производства и заключается в необходимости учитывать интересы всех субъектов хозяйственного права. 6. Принцип эффективности. Заключается в необходимости достижения запланированного результата с наименьшими затратами. 7. Принцип научности. Заключается в необходимости применения научно обоснованных и практически выверенных методов управления. Важнейшим элементом системы управления является создание и постоянное совершенствование организационных структур предприятия. Схематическое изображение структуры предприятия осуществляется с помощью органиграмм. Выделяют следующие организационные структуры фирмы: Линейная (рис. 1.1). Преимущества: * простота; * конкретность заданий и исполнителей. Недостатки: * высокие требования к квалификации руководителей; * высокая загрузка руководителя. Рис. 1.1. Линейная структура управления Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией. По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную (рис. 1.2). Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения. Рис. 1.2. Линейно-штабная структура управления При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т.д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям (рис. 1.3). Рис. 1.3. Функциональная структура управления Преимущества: * углубление специализации; * повышение качества управленческих решений; * возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью. Недостатки: * недостаточная гибкость; * плохая координация действий функциональных подразделений; * низкая скорость принятия управленческих решений; * отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия. В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная (рис. 1.4) структура управления. При этом распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь, в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т.д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений. Рис.1.4. Дивизиональная структура управления Недостатки: * рост расходов на управленческий персонал; * сложность информационных связей. В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные (рис. 1.5). Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений. Преимущества: * гибкость; * ускорение внедрения инноваций; * персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы. Недостатки: * наличие двойного подчинения; * конфликты из-за двойного подчинения; * сложность информационных связей. Рис. 1.5. Матричная структура управления Тема 2. Производственный процесс Производственный процесс – это целенаправленное, постадийное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт, заданного свойства и пригодный к потреблению или к дальнейшей обработке. Производственный процесс начинается с его проекта и заканчивается на стыке производства и потребления, после чего происходит расходование произведенной продукции. Огромная сфера человеческой деятельности за пределами производства, так или иначе, обусловлена и связана с ним. Эта сфера содержится и развивается исключительно за счет потребления продуктов производства. Невозможно существенно изменить экономическую, социальную и политическую жизнь страны, оставляя при этом неизменным общественный производственный процесс и его организацию. Сама жизнь выдвигает производственное предприятие на уровень основного звена экономики и двигателя общественного развития в целом. Производство связано с законами общественного развития через каналы распределения. Внутри производственного предприятия в основном господствуют законы природы, которые трансформируются в совместную человеко-машинную систему на базе установленных технологий. Участие инженеров и других специалистов в организации производственного процесса состоит в приспособлении функций средств производства потребностям людей. Но машина не перестает действовать как сила природы оттого, что ею по проекту инженера управляет рабочий. Производственный процесс изготовления продукции начинается задолго до появления необходимых для этого материалов на предприятии. От залегающих в недрах земли руд черных и цветных металлов и другого сырья до готового изделия, например автомобиля или велосипеда, полученных из названных минералов, путь сложный, многоступенчатый и многостадийный. Этот путь именуется сквозным производственным процессом, который, начиная от исходного сырья и заканчивая конечным продуктом, рассматривается специалистами лишь схематично, главным образом при разработке межотраслевых балансов. Конкретно на каждой стадии этот процесс разрабатывается и осуществляется на специализированных: отдельно, например добыча железной руды на горнорудных предприятиях, отдельно переплавка руды в металл. Далее раздельно идет процесс получения готовых изделий из выплавленного металла и т.д. Одна часть массы готового продукта поступает на потребительский рынок. Это гражданская одежда, пища, бытовая техника, жилища. Другая часть – сырье и материалы, машины, производственное оборудование, здания, сооружения инструменты остаются там же, где произведены ? в виде средств производства. Техническая и организационно-экономическая характеристика производственного процесса на предприятии определяется: видом продукции, объемом производства, типом и видом применяемой техники и технологии, уровнем специализации. Целенаправленная деятельность персонала составляет основу производственного процесса, который состоит из многочисленных технических, организационно-управленческих и хозяйственных операций. Принципиально, производственный процесс на предприятиях подразделяется на 2 вида: основной и вспомогательный. К основному относятся процессы связанные непосредственно с превращением предметов труда в готовую продукцию. Например, переплавка руды в доменной печи и превращение ее в металл. Или превращение муки в тесто, а затем в готовый испеченный хлеб. Вспомогательные процессы: перемещение предметов труда, ремонт оборудования, уборка помещений и т.д. Эти виды работ лишь способствуют течению основных процессов, но сами непосредственно в них не участвуют. Основное отличие вспомогательных процессов от основных состоит в различии места реализации и потребления. Продукция основного производства, где совершаются основные производственные процессы; реализуется потребителям на сторону, согласно заключенным договорам на поставку. Эта продукция имеет свое фирменное наименование, маркировку, на нее устанавливается рыночная цена. Продукция вспомогательного производства, где осуществляются вспомогательные процессы и обслуживание, потребляется внутри предприятия. Затраты на выполнение обслуживания и выполнение вспомогательных работ целиком относятся на себестоимость основной продукции, которая реализуется потребителям на сторону. Производственный процесс распадается на множество элементарных технологических процедур, которые называются операциями. Производственная операция – это часть производственного процесса. Обычно она выполняется на одном рабочем месте без переналадки оборудования и совершается при помощи набора одних и тех же орудий труда. Так же, как собственно и сам производственный процесс, операции подразделяются на основные и вспомогательные. С целью снижения затрат на изготовление продукции, повышения организованности и надежности производственного процесса используется набор следующих правил и методов: * специализация участков, рабочих мест; * непрерывность и прямоточность технологического процесса; * параллельность и пропорциональность выполнения производственных операций. Специализация заключается в том, что за каждым цехом, участком, рабочим местом закрепляется технологически однородная или строго определенная номенклатура изделий. Специализация позволяет на практике использовать принципы непрерывности, прямоточности – экономически наиболее выгодные методы организации производства. Непрерывность – это сокращение или сведение до нуля перерывов в процессе производства готовой продукции, притом каждая следующая операция одного и того же процесса сразу начинается после окончания предыдущей, что сокращает время на изготовление продукции, уменьшает простои оборудования и рабочих мест. Прямоточность характеризует движение предметов труда по ходу производственного процесса и обеспечивает для каждого изделия кратчайший путь по рабочим местам. Такому движению свойственно устранение всех возвратных и встречных перемещений в процессе производства, что способствует сокращению транспортных расходов. Правило параллельности предполагает одновременное выполнение различных операций при изготовлении одного и того же изделия. Это правило особенно широко используется в условиях серийного и массового производства. Оно включает: а) параллельное (одновременное) изготовление различных узлов и деталей, предназначенных для комплектования (сборки) конечного изделия; б) одновременное выполнение различных технологических операций при обработке одинаковых деталей и узлов на параллельно размещенном разнообразном оборудовании. С точки зрения экономии затрат, очень важно при этом соблюдение определенных пропорций мощности (производительности) парка оборудования между цехами, участками, работающими по изготовлению продукции. Законченный круг производственных операций от первой до последней при изготовлении изделий именуется производственным циклом. Вследствие того, что производственный процесс протекает во времени и пространстве, поэтому производственный цикл можно измерить длиной пути движения изделия и его комплектующих элементов и временем, в течение которого изделие проходит весь путь обработки. Длина производственного цикла – это не линия, а широкая полоса, на которой размещаются машины, оборудование, инвентарь и прочее, поэтому, на практике в большинстве случаев определяется не длина пути, а площадь и объем помещения, в котором размещается производство. Интервал календарного времени от начала первой производственной операции до окончания последней называется временной продолжительностью производственного цикла изделия. Продолжительность цикла измеряется в днях, часах, минутах, секундах, в зависимости от вида изделия и стадии обработки, по которой измеряется цикл. Продолжительность во времени производственного цикла (Тц) включает три стадии: время технологической обработки (рабочий период – Тр), время технологического обслуживания производства (То) и перерывы (Тп): Тц = Тр + То + Тп. Рабочий период – это период времени, в течение которого производится непосредственное воздействие на предмет труда либо самим рабочим, либо машинами и механизмами под его управлением, а также время естественных процессов, которые протекают в изделии без участия людей и техники. Время естественных процессов – это период рабочего времени, когда предмет труда изменяет свои характеристики без непосредственного воздействия человека или механизмов. Например, сушка на воздухе окрашенного или остывание нагретого изделия, рост на полях и созревание растений, брожение некоторых продуктов и т.д. Время технологического обслуживания включает: 1) контроль качества изделия; 2) контроль режимов работы машин и оборудования, их настройку и наладку, мелкий ремонт; 3) уборку рабочего места; 4) подвоз заготовок, материалов, приемка и уборка обработанной продукции. Время перерывов – это время, в течение которого не производится никакого воздействия на предмет труда и не происходит изменение его качественной характеристики, но продукция еще не является готовой и процесс производства не закончен. Различают перерывы: регламентированные и нерегламентированные. Регламентируемые перерывы разделяются на межоперационные (внутрисменные) и междусменные (связаны с режимом работы). Нерегламентируемые перерывы связаны с простоями оборудования и рабочих по непредусмотренным режимом работы причинам (отсутствие сырья, поломка оборудования, невыход на работу рабочих т. д.). В производственный цикл нерегламентированные перерывы включаются в виде поправочного коэффициента, или не учитываются. Длительность производственного цикла во многом зависит от порядка движения предметов труда в ходе их обработки и типа производства. Порядок движения изделий и компонентов в производственном процессе соответствует объемам и периодичности выпуска продукции. По этим же признакам определяется тип производства. В настоящее время принято различать следующие типы производства: массовое, серийное, единичное, смешанное. В свою очередь серийное производство делится на мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное. Отнесение предприятия к тому или иному типу производства не исключает возможности организации в его подразделениях, производственного процесса по другим типам. Например, на предприятиях машиностроения изготовление ряда узлов и деталей и производственной оснастки может быть организовано по типу единичного серийного или массового производства. В таком случае тип производства не имеет очертаний, носит смешанный характер. Тип производства обычно характеризуется коэффициентом специализации рабочих мест, который коэффициентом серийности – Кс. Он определяется количеством детале-операций, которые выполняются в среднем на одном рабочем месте. Кс = Н?n/р, где р – число рабочих мест; Н – среднее количество операций, которые выполняются при изготовлении каждой детали; n – количество наименований деталей, которые обрабатываются на данной группе рабочих мест. Этот коэффициент по данным многих предприятий промышленности для разных типов производства ориентировочно составляет: массовое условно от 1 до 3; крупносерийное – 4 ? 10; среднесерийное – 1? 20; мелкосерийное – более 20. Массовое и крупносерийное производство продукции позволяет организовать непрерывное синхронное движение изделий в процессе их обработки. При такой организации все компоненты, из которых собирается готовая продукция, передвигаются непрерывно от первой технологической операции до последней. Собранные по ходу движения в узлы и агрегаты отдельные детали продвигаются дальше в собранном виде, пока не образуют готовую продукцию. Подобный метод организации производства называется поточным. Поточный метод организации производства основан на ритмичной повторяемости согласованных во времени основных и вспомогательных производственных операций, которые выполняются на специализированных местах, расположенных по ходу технологического процесса. В условиях поточного производства достигается пропорциональность, непрерывность и ритмичность хода производства. Необходимой предпосылкой организации поточного производства является достаточный объем одинаковых изделий, изготавливаемых на одном рабочем месте в течение продолжительного рабочего периода времени. Основным звеном поточного производства является поточная линия. Под поточной линией понимается совмещение некоторого количества рабочих мест, расположенных по ходу технологического процесса и предназначенных для поочередного выполнения закрепленных за ними операции. Поточные линии подразделяются на непрерывные, прерывные и линии со свободным ритмом. Непрерывная поточная линия – это конвейер, на котором изделие проходит обработку (или сборку) по всем операциям непрерывно, без межоперационного прослеживания. Движение изделий на конвейере происходит параллельно и синхронно. Прорывной поточной линией называется линия, на которой движение изделий по операциям строго не регламентируется. Оно происходит с перерывами. Для таких линий характерны обособленность технологических операций, значительные отклонения продолжительности различных операций от среднего такта. Синхронизация потока достигается различными способами, в том числе за счет межоперационных заделов (запасов). Поточными линиями со свободным ритмом называются линии, на которых передача отдельных деталей или изделий (их партий) может осуществляться с некоторыми отклонениями от расчетного (установленного) ритма работы. При этом для компенсации этих отклонений и в целях обеспечения бесперебойной работы на рабочих местах создается межоперационный запас изделий (задел). Тема 3. Планирование хозяйственной деятельности Планирование на фирме – экономический метод управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения. Принимаемые плановые решения служат основой для целенаправленной деятельности предприятия. Задачи планирования в условиях рыночной экономики --это: выявление перспектив изменения внешнего окружения предприятия, формирование целей и стратегии развития, определение первоочередных задач, действий для их решения, необходимых ресурсов затрат и результатов, проектирование изменения состояния предприятия, согласование работы всех его подразделений, контроль за выполнением плановых заданий всеми подразделениями предприятия, анализ достигнутых плановых результатов. Плановая деятельность предприятия – одна из первоочередных функций его управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ. Методы планирования: балансовый, расчетно-аналити-ческий, графо-аналитический, программно-целевой, экономико-математический. Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. В процессе формирования плана предприятия составляются балансы: производственной мощности, материальный, энергетический, трудовой, финансовый, бухгалтерский. Расчетно-аналитический метод используется при планировании показателей плана, изучении их динамики и количественного размера факторов, на них влияющих. Так, например, планируются по факторам такие обобщающие показатели плана, как производительность труда, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Графо-аналитический метод позволяет графическими способами смоделировать инновационные, производственные и организационные процессы на предприятии. Графики и номограммы дают возможность наглядно представить взаимосвязь и взаимозависимость различных показателей между собой. Программно-целевой метод используется при разработке программ, а также лежит в основе разработки стратегического плана предприятия. Главная черта программы – нацеленность на достижение конечных результатов. Стержень программы – генеральная цель детализируемая в ряде стратегических целей и задач. На предприятиях разрабатываются программы: реализации сбытовой и товарной политики, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, завоевания новых рынков сбыта, реконструкции предприятия и др. Экономико-математические методы лежат в основе экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов. С их помощью на основе использования вычислительной техники имеется возможность разрабатывать ряд альтернативных вариантов плана и выбирать из нескольких вариантов оптимальный. По выбранному варианту критерий оптимальности и ограничителям. Виды планирования. На предприятиях используются технико-экономический и оперативно-календарный виды планирования. Их основой являются нормы и нормативы, а также система плановых показателей. Нормативная база определяет прогрессивность плановых решений. К важнейшим видам норм относятся нормы использования ресурсов: * материальных; * орудий труда; * трудовых; * финансовых. В оперативно-календарном планировании широко используются нормативы организации производственного процесса. В настоящее время актуальное значение обретают нормы и нормативы конкурентоспособности продукции, маркетинговые нормы, основные нормативы предприятий-конкурентов. К важнейшим плановым показателям, составляющим основу плана, относятся: * объем реализованной продукции; * прибыль; * рентабельность; * производственная мощность предприятия и его основных цехов; * емкость рынка и степень его использования; * коэффициент эластичности спроса и т.д. В зависимости от выбора планового периода планирование подразделяется на долгосрочное (10? 15 лет), среднесрочное (5 лет), текущее (годовое) и оперативное (месяц, декада, смена, час). Новым перспективным видом долгосрочного планирования является стратегическое планирование. Стратегический план разрабатывается на основе программно-целевого метода. Конечный результат плана – стратегия развития предприятия на перспективу. Этапы формирования стратегического плана: * выработка миссии предприятия; * определение его стратегического положения в отрасли и регионе; * оценка сил конкуренции; * анализ внешних и внутренних факторов успеха, сильных, слабых сторон, опасностей и возможностей предприятия (SWOT-анализ); * разработка альтернативных стратегий развития предприятия, их оценка по системе показателей (увеличение или сокращение доли рынка, уровень рентабельности, размер чистой прибыли, окупаемость капитальных вложений, темпы роста объема продаж и емкости рынка); * выбор окончательной стратегии, которая включается в план. Стратегический план уточняется в бизнес-плане и плане маркетинга. Среднесрочный (5-летний план) нацелен на решение отдельных стратегических проблем, сформулированных в стратегическом плане. Текущий план увязывает все направления деятельности предприятия и работу всех его подразделений на текущий финансовый год. Основные разделы среднесрочного и текущего планов: * производство и сбыт продукции; * техническое развитие предприятия; * нормы и нормативы; * материально-техническое обеспечение; * труд и кадры; * охрана природы; * себестоимость; * фонды экономического стимулирования; * показатели экономической эффективности производства; * финансовый план; * план внешнеэкономической деятельности; * план социального развития. Основу планов составляет система плановых показателей. Обобщающими из них являются: выручка от реализации продукции, прибыль, рентабельность, качество, производственная мощность предприятия и степень ее использования. В пятилетнем плане состав показателей ограничен. В годовом плане система показателей значительно расширена и уточнена. Оперативно-календарное планирование конкретизирует задания годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, смену, час) и по отдельным участкам производства (цех, участок, рабочее место). Оно служит средством оперативного управления и регулирования производства. Виды оперативно-календарного планирования: внутрицеховое, межцеховое, диспетчирование. Инструментами плана являются: нормативы организации производственного процесса, сменно-суточные задания по выпуску продукции, графики, с помощь которых осуществляется оперативный контроль за ходом производственного процесса в цехах. Перспективные и текущие планы предприятий конкретизируются в планах производственных и управленческих подразделений. В них преобладают годовые и месячные планы. Эти планы – объект внутризаводского планирования. План цеха включает: производственную программу, план совершенствования техники, технологии и организации производства, труд и кадры, смету затрат (предельную), прибыль (экономию от снижения себестоимости продукции). Основа цеховых планов – показатели, которые должны быть увязаны с показателями предприятия и обеспечивать выполнение последних. Плановые показатели работы цехов: номенклатура и объем производства продукции в принятых единицах измерения (натуральных, трудовых, стоимостных), производительность труда, качество продукции, предельный уровень затрат цеха на рубль выпускаемой продукции или прибыль. Разработка текущего годового плана предприятия начинается с планирования работы его подразделений. Исходной базой являются прогнозы сбыта на основе заказов потребителей и размер прибыли. Планирование производственной программы цехам производится в порядке, обратном ходу технологического процесса: от выпускающих цехов к заготовительным цехам. Производственная программа цеха должна учитывать общезаводскую программу, а также продукцию, необходимую для пополнения запасов незавершенного производства. Предельные издержки производства (смета затрат) цехов являются основой для планирования общей сметы затрат предприятия. Если сметы затрат цехов не обеспечивают получение запланированного размера прибыли, то они подлежат корректировке в сторону сокращения по основным элементам затрат. Цех в этом случае должен разработать организационные мероприятия по снижению издержек на производство продукции. Бизнес-план – новый вид плановой деятельности предприятия в рыночных условиях, уточняет стратегию развития предприятия на среднесрочную перспективу (3?5 лет). Этот план используется при создании нового предприятия, при выходе предприятия на новые рынки сбыта и обеспечении прибыльности хозяйственной деятельности. План является обязательным условием выделения инвестиций для реализации инвестиционных проектов, а также получения кредита в коммерческом банке. Структура бизнес-плана: * возможности фирмы (резюме); * виды товаров (услуг); * рынки сбыта товаров (услуг); * конкуренция на рынках сбыта; * план маркетинга; * план производства; * организационный план; * правовое обеспечение фирмы; * оценка риска и страхование; * финансовый план; * стратегия финансирования. Один из важнейших его разделов – план маркетинга. Он является одним из средств реализации стратегического плана предприятия и включает следующие разделы: цели и стратегия маркетинга; ценообразование; схема распространения товаров; методы стимулирования продаж (сбыта), организация послепродажного обслуживания клиентов; реклама, формирование общественного мнения о фирме и товарах. Тема 4. Инвестиции и управление проектами Инвестиции – это вложение любого рода и вида средств (внутренних, внешних, собственных, заемных) в объекты предпринимательской или иной деятельности с целью получения прибыли или достижения социально-экономического эффекта. Физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиции от своего имени и за свой счет, называют инвестором. Объективная необходимость инвестиций для каждого субъекта экономики связана с макроэкономическими мировыми процессами: * ростом народонаселения и его возрастающими потребностями; * развитием науки и техники; * всеобщим расширенным воспроизводством; * конкуренцией. Все инвестиции подразделяют на две основные группы: реальные (капиталообразующие) и портфельные. Реальные инвестиции – это в основном долгосрочные вложения средств (капитала) непосредственно в средства производства. Они представляют собой финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связаны с приобретением реальных активов. При этом может быть использован как собственный так и заемный капитал, в том числе и банковский кредит. В таком случае банк также становится инвестором, осуществляющим реальное инвестирование. Реальные инвестиции иногда называют прямыми, так как они непосредственно участвуют в производственном процессе, например вложение средств в здания, оборудование, товарно-материальные запасы и т.д. Портфельные инвестиции – это вложение капитала в проекты, связанные с формированием портфеля ценных бумаг и других активов. В этом случае основной задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, осуществляемое, как правило, посредством операции покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке. Портфель – это совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей. В практике планирования и учета долгосрочные инвестиции могут группироваться по следующим признакам: 1) по уровню централизации источников финансирования: централизованные (средства государственного бюджета), нецентрализованные (собственные средства предприятия, заемные и привлеченные финансовые ресурсы и др.); 2) по технологической структуре (составу работ и затрат): на строительные и монтажные работы, приобретение всех видов оборудования, инструмента и инвентаря, прочие капитальные работы и затраты; 3) по характеру воспроизводства основных фондов: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение; 4) по способу выполнения работ: подрядным и хозяйственным способом; 5) по назначению: производственного и непроизводственного назначения. В связи с особой ролью и значимостью инвестиций в развитие любого предприятия и государственной экономики в целом это стало объектом исследования нового научного направления – инвестиционного проектирования Инвестиционное проектирование – это разработка комплекса технической документации, содержащей технико-экономическое обоснование (ТЭО), необходимое для осуществления инвестиционного проекта. Осуществление проекта требует выполнения определенной совокупности мероприятий, связанных реализацией, разработкой технико-экономического обоснования и рабочего проекта, заключением контрактов, организацией финансирования, ресурсным обеспечением, строительством и сдачей объектов в эксплуатацию. Период времени между началом осуществления проекта и его ликвидацией принято называть инвестиционным циклом. Инвестиционный цикл принято делить на три стадии (фазы), каждая из которых имеет свои цели и задачи: - предынвестиционную – от предварительного исследования до окончательного решения о принятии инвестиционного проекта; - инвестиционную – финансирование инвестиционного проекта; - производственную – стадию хозяйственной деятельности объекта. Инвестиций. Каждая из них в свою очередь подразделяется на этапы, периоды, которые имеют свои цели, методы и механизмы реализации. На предынвестиционной стадии составляется бизнес-план – основной документ, позволяющий обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта, определить доходы и расходы, рассчитать поток реальных денег, проанализировать безубыточность, окупаемость и другие показатели. Это специальный инструмент управления проектом, форма изложения ТЭО. Основная задача бизнес-плана – дать целостную системную оценку перспектив проекта. В реальной жизни приходится сталкиваться с многообразием бизнес-планов (бизнес-проектов). Они могут отличаться по сфере приложения, масштабам инвестиций, длительности реализации, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и другим признакам. Он необходим как для привлечения инвесторов и получения инвестиций под конкретные мероприятия, так и для квалифицированной текущей работы в бизнесе. Следует иметь в виду, что нередко разработка бизнес-плана предшествует технико-экономическому обоснованию инвестиций (ТЭО). Он может быть альтернативой ТЭО в несложных проектах, а в более сложных – служить итоговым максимально компактным документом. Вместе с тем он должен быть и достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы и другие участники смогли получить достаточно полное представление о предлагаемом проекте и понять его цели. По своему характеру бизнес-план должен представлять собой четко структурированную систему данных о коммерческих намерениях и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы реализации намеченных мероприятий, а также выполнять функции рекламы. Примерные разделы бизнес-плана. 1. Резюме. В сжатой форме изложена суть предлагаемого проекта, его преимущества, подведены итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов. Отмечается привлекательность, новизна, выгодность проекта. 2. Сущность предлагаемого проекта. Приводится описание предлагаемой продукции, ее преимущественные характеристики и проч. 3. Оценка рынков сбыта и конкурентов. Дается характеристика рынка, уровни продаж, покупатели. 4. План маркетинга. Планируются совокупность мероприятий направленных на формирование и завоевание рынка продаж. 5. План производства. Описываются производственная база, применяемые технологии, трудовые ресурсы, расчет себестоимости, и т.д. 6. Организационный план. Приводится организационная структура управления. 7. Финансовый план. Отражаются финансовые результаты и рассчитывается эффективность проекта по общепринятым критериям оценки эффективности. 8. Оценка и предупреждение риска. Обосновывается мера неопределенности достижения поставленной цели, определяется время и место наступления возможных рисков, разрабатываются мероприятия по их предупреждению и снижению ущерба. 9. Выводы. 10. Приложения. Копии контрактов, пояснения к расчетам и т.д. Одним из наиболее ответственных и значительных этапов в управлении инвестиционным проектом является обоснование его экономической эффективности, включающее анализ и интегральную оценку всей имеющейся технико-экономической и финансовой информации. Оценка эффективности инвестиций занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами. Начальный этап оценки эффективности инвестиций включает, как правило, составление альтернатив и обеспечение их сопоставимости (сравнимости), прежде всего по временным рамкам и уровню риска. Альтернативные (допускающие одну из двух или нескольких возможностей) инвестиции могут быть независимыми, для которых порождаемые ими денежные потоки не перекрываются (финансирование одной из них не изменит денежные потоки от другой), и зависимыми, когда порождаемые ими денежные потоки взаимозависят. Для количественной оценки эффективности проектов разработаны определенные методы, позволяющие объективно решить данную задачу. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов – это способы определения целесообразности долгосрочного вложения капитала в различные объекты с целью оценки перспектив их прибыльности и окупаемости. В настоящее время общепризнанным методом оценки инвестиционных проектов является метод дисконтирования, т.е. приведение разновременных доходов и расходов, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта к единому (базовому) моменту времени. На его основе рассчитываются следующие четыре критерия: 1. Чистая текущая стоимость (net present value – NPV). Другие термины: чистый дисконтированный доход, чистый приведенный доход, интегральный эффект. Суть критерия состоит в сравнении текущей стоимости будущих денежных поступлений (present value – PV) от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для его реализации. В общем виде величина NPV определяется по следующей формуле: , где I – затраты на инвестиции (investment); CF – чистый денежный доход за период эксплуатации инвестиционного объекта (cash flow) рассчитывается одним из трех альтернативных способов: а) по чистой прибыли; б) по чистой прибыли с учетом амортизационных отчислений; в) по чистой прибыли с учетом амортизационных отчислений и ликвидационной стоимости основных фондов. E – норма дисконта; t – продолжительность расчетного периода. Если текущая стоимость , будет больше инвестиционных издержек, т.е. величина чистой текущей стоимости (NPV) положительна, то это соответствует целесообразности реализации проекта, причем, чем больше значение критерия тем более привлекателен инвестиционный проект. 2. Рентабельность проекта (Profitability index – PI). Другие термины: индекс прибыльности, индекс доходности. Формула для его расчета имеет вид: Очевидно, что величина критерия PI > 1, свидетельствует о целесообразности реализации проекта, причем чем больше PI превышает 1, тем больше инвестиционная привлекательность проекта. 3. Срок окупаемости (Payback period – PB). Другие термины: период окупаемости. Смысл заключается в определении необходимого для возмещения инвестиций периода времени, за который ожидается возврат вложенных средств за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. Существуют два метода расчета: а) сумма первоначальных инвестиций делится на величину среднегодовых денежных поступлений. Применяется когда денежные поступления примерно равны по годам: где I0 ? первоначальные инвестиции. б) из суммы первоначальных инвестиций нарастающим итогом вычитают денежные поступления до тех пор, пока их разница не станет равной 0. Соответственно данный период и является сроком окупаемости инвестиций. 4. Внутренняя норма рентабельности (Internal rate of return – IRR). Другие термины: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, поверочный дисконт, внутренняя ставка отдачи. Приведем два определения данного критерия. а) Под внутренней нормой рентабельности понимают ту расчетную ставку процентов, при которой капитализация регулярно получаемого дохода дает денежную массу, равную инвестициям, и, следовательно, капиталовложения являются окупаемой операцией. б) Показатель IRR представляет собой поверочный дисконт, при котором отдача от инвестиционного проекта равна первоначальным инвестициям в проект. Исходя из этих определений, в общем виде можно записать формулу для расчета этого показателя: Или иными словами, когда норма дисконта, приводящая инвестиционные издержки и чистый доход к одному моменту времени, становится той величиной, при которой они равны и соответствуют понятию внутренней нормы рентабельности проекта (IRR = E). В случае положительной оценки эффективности инвестиционного проекта, важнейшим элементом системы управления становится планирование. Планирование определяет все необходимые параметры реализации проекта: продолжительность всего комплекса работ, потребность в материальных ресурсах, сроки их поставки, сроки и объемы работ по привлечению сторонних организаций и т.д. Одним из основных методов инвестиционного планирования является система сетевого планирования и управления, основанная на графическом изображении определенного комплекса работ в их логической последовательности, взаимосвязи и взаимозависимости с использованием сетевых планов графиков (СПГ). Сетевой график отражает логическую последовательность событий, способствующих достижению поставленной цели. События обычно обозначаются кружками и указанными в них цифрами, а работа – стрелкой, соединяющей последовательно связанные события. Продолжительность работы обозначается числом единиц времени, которое указывается над стрелкой (дни, месяцы); под стрелкой часто указываются затраты на проведение работ (рубли, человеко-дни). Если для перехода от одного события не требуется затрат средств и времени, а на графике необходимо изобразить взаимосвязь этих событий, то их соединяют без указания затрат или пунктирной линией. Тема 5. Внешнеэкономическая деятельность фирмы Закономерным итогом развития общественного разделения труда является международное разделение труда. Международное разделение труда можно определить как высшую ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, проявляющегося в обмене товарами и услугами. Специфика международного разделения труда заключается в том, что предприятия различных стран специализируются на производстве той продукции, для которой имеются наилучшие условия в целях обмена ее на продукцию, выпуск которой в данной стране неэффективен. В России с отменой монополии государства на внешнюю торговлю предприятия получили право самостоятельно выходить на внешний рынок, т. е. самостоятельно осуществлять внешнюю экономическую деятельность. Внешняя экономическая деятельность фирмы (ВЭД) – это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами и услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Предприятие должно самостоятельно решать все вопросы, касающиеся осуществления внешнеторговой сделки с зарубежными партнерами. Очень важно грамотно составить внешнеторговый контракт. Внешнеторговый контракт – это документ, в котором наиболее полно отражены условия купли-продажи между импортером (покупателем) и экспортером (продавцом). Внешнеторговый контракт включает в себя несколько разделов, каждый из которых согласовывается между продавцом и покупателем в ходе переговоров. Внешнеторговый контракт имеет следующую структуру (в тексте приведена стандартная структура, которая в зависимости от специфики товара может быть расширена или наоборот). Текст контракта начинается с преамбулы. Далее располагаются следующие разделы контракта: 1. "Предмет контракта", где указывается наименование товара, количество, происхождение, базисные условия поставки. 2. "Качество товара" - указываются качественные характеристики товара, документы, подтверждающие качество, способы определения качества, принятые в международной торговле. 3. "Цена и общая сумма контракта" – фиксируется валюта цены, указывается цена единицы товара и общая сумма контракта. 4. "Срок поставки" – это календарные даты, в течение которых товар должен быть доставлен покупателю в установленное контрактом место. 5. "Условия платежа" – должна быть указана валюта, в которой будут производиться расчеты между партнерами по сделке, указывается место и срок платежа, а также способ и форма платежа. 6. "Сдача-приемка", где должно быть согласовано место передачи товара покупателю в соответствии с его количеством и качеством, указаны вид сдачи-приемки и сроки сдачи-приемки. 7. "Упаковка и маркировка товара" – оговариваются все требования к упаковке товара и его маркировке. 8. "Санкции" – должны быть согласованы и указаны размеры штрафов за несоблюдение условий внешнеторгового контракта, а именно за нарушение сроков поставки, штрафы за недопоставку, за некачественную поставку. 9. "Арбитраж" – определяется разрешение споров, которые могут возникнуть при исполнении контракта между сторонами. 10 "Форс-мажор"– это обстоятельства непреодолимой силы, которые препятствуют исполнению контракта, но которые невозможно предвидеть в момент подписания контракта (например, пожары, ураганы, наводнения и т.д.). В данном разделе указываются виды и сроки действия форс-мажорных обстоятельств. 11. "Прочие условия" – в данном разделе, кроме основных условий контракта, стороны могут согласовать по своему усмотрению другие взаимные права и обязанности. 12. "Юридические адреса сторон" – указывается полное фирменное наименование, местонахождение и почтовые реквизиты. Важное значение имеет выбор формы расчетов, применяемых при внешнеторговых сделках. В международной практике применяются следующие виды расчетов: 1. Документарное инкассо. 2. Документарный аккредитив. 3. Банковский перевод. 4. Открытый счет (применяется редко). 1. Документарное инкассо – представляет собой взимание определенной задолженности через банк, например, взимание экспортером причитающихся ему сумм с импортера. Схема 5.1. Расчеты по инкассо Схема сделки имеет следующий вид: 1. Заключение договора между экспортером и импортером о поставке товара. 2. Продавец отправляет товар каким-либо транспортом и получает от перевозчика документы, удостоверяющие факт отправки товара. 3. Продавец предъявляет документы, предусмотренные условиями, своему банку на инкассо. 4. Банк продавца (банк-ремитент) пересылает полученные документы банку покупателя (банк-инкассатор). 5. Банк-инкассатор оповещает покупателя о наличии инкассо. 6. Покупатель оплачивает инкассируемую сумму и получает документы. 7. Покупатель представляет перевозчику документы и вступает во владение товаром. 2. Документарный аккредитив – представляет собой обязательство, которое берет на себя банк по распоряжению заказчика (покупателя), предполагающее выплату определенной суммы продавцу по представлении предусмотренного набора документов к установленному сроку. Схема 5.2 Расчеты по аккредитиву Схема сделки имеет следующий вид: 1. Заключается договор между продавцом и покупателем на поставку определенного товара. 2. Покупатель дает своему банку (банк-эмитент) поручение открыть аккредитив. 3. Банк-эмитент, открывающий аккредитив, пересылает его своему банку-корреспонденту в стране продавца. 4. Банк в стране продавца (банк-ремитент) сообщает о наличии аккредитива продавцу. 5. Продавец отправляет товар транспортом и получает транспортные документы от перевозчика. 6. Продавец представляет предусмотренные аккредитивом документы банку ремитенту (банк продавца). 7. Банк-ремитент проверяет документы на соответствие условиям аккредитива, и если все верно, то продавцу выплачивается эквивалент суммы по документам. 8. Банк продавца пересылает документы банку-эмитенту. 9. Банк-эмитент передает документы покупателю и одновременно отдебетовывает ему эквивалент суммы по документам. 10. Покупатель получает документы и использует их для получения товара. 3. Банковский перевод – это форма расчетов, при которой покупатель дает поручение обслуживающему его банку перевести определенную сумму в другую страну и выплатить перевод получателю (продавцу). Схема 5.3. Расчеты по банковскому переводу Осуществляется эта форма расчета следующим образом: 1. Продавец направляет покупателю коммерческий счет, транспортные и другие документы, предусмотренные договором. 2. Покупатель, получив документы, представляет в свой банк поручение на перевод. 3. Банк покупателя осуществляет перевод валюты банку продавца, направляя ему платежное поручение. 4. Банк продавца, получив платежное поручение, зачисляет определенную договором сумму на счет продавца. 4. Открытый счет – форма расчетов, при которой продавец и покупатель открывают счета, на которых учитывается задолженность. При осуществлении внешнеторговой сделки большое значение имеют базисные условия поставки - правила, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара Схема 5.4 Расчеты по открытому счету Термины, составляющие содержание Инкотермс 1990, разделены на четыре группы: 1. Группа терминов "E" включает единственный термин EXW. Основные расходы по доставке товара несет покупатель. 2. Группа терминов "F" включает три термина – FCA, FAS, FOB, согласно которым продавец обязан предоставить товар в распоряжение перевозчика (по выбору покупателя). Основная перевозка продавцом не оплачивается. 3. Группа терминов "C" включает четыре термина – CFR, CIF, CPT, CIP, по которым продавец обязан заключить договор на перевозку товара. Основная перевозка оплачивается продавцом. 4. Группа терминов "D" включает пять терминов – DAF, DES, DEQ, DDU, DDP, по которым в обязанности продавца входит оплата всех расходов и несение рисков по доставке товара в страну назначения. Основные расходы по доставке товара несет продавец. Тема 6. Внутрипроизводственные экономические отношения Элементами системы внутрифирменных экономических отношений являются подсистемы планирования, контроля, экономического стимулирования и экономической ответственности, определяющие имущественные, арендные, производственные, финансовые отношения между фирмой и его структурными подразделениями и между самими подразделениями – основными, вспомогательными, обслуживающими, управленческими. Движущей силой системы внутрифирменных экономических отношений является мотивационный механизм частичного саморегулирования, который наряду с административными методами лежит в основе функционирования системы. Для организации внутрифирменных экономических отношений должны быть созданы соответствующие условия – относительная имущественная самостоятельность, относительная финансовая самостоятельность, создание внутризаводской рыночной инфраструктуры. Важнейшим условием создания системы внутрифирменных договорных отношений является организация внутризаводских договорных отношений между предприятием и между самими подразделениями. Внутрифирменный договор включает: объем и номенклатуру поставок продукции и материально-технических ресурсов; сроки поставок; нормы расхода; нормативы; лимиты; внутризаводские планово-расчетные цены; перечень претензий и размер санкций по ним. Договор аренды содержит: перечень и стоимость имущества; условия аренды и источники арендной платы, размер которой определяется с учетом проведения мероприятий за счет амортизационных отчислений, реализуемых на уровне подразделений. Распределению между подразделениями подлежит: часть прибыли от реализации, которая остается после всех расчетов предприятия с государственным бюджетом, государственными и коммерческими банками, другими кредиторами, выплаты дивидендов и образования фондов на уровне предприятия. Критерием распределения части прибыли предприятия между его подразделениями являются добавленные издержки производства подразделений, которые включают в себя собственные затраты данного производственного подразделения и затраты (производственные издержки) вспомогательных, обслуживающих и обеспечивающих подразделений, которые на договорной основе с ним сотрудничают. Распределение части прибыли от реализации между его производственными подразделениями происходит пропорционально добавленным издержкам производства с помощью специального коэффициента распределения. Коэффициент распределения прибыли определяется как отношение части прибыли предприятия от реализации, которая подлежит распределению между его производственными подразделениями к суммарным добавленным издержкам производства в полной себестоимости, реализуемой предприятием продукции. Коэффициент распределения прибыли доводится до подразделений в виде нормы рентабельности, одинаковый для всех цехов и служб, что обеспечивает равную стартовую базу и сбалансированность финансовых ресурсов на уровне предприятия. Добавленные издержки – это все текущие затраты производства в подразделении, для которого устанавливается расчетная цена на изделия (за исключением стоимости покупных материалов и ресурсов и стоимости полуфабрикатов, поступивших по внутризаводским кооперированным поставкам от других подразделений предприятия). Добавленные издержки i-го подразделения на производство j-го вида продукции (проведение j-го вида работ) рассчитываются по следующей формуле: , где – смета затрат на производство j-го вида продукции (проведение j-го вида работ) i-го подразделения; – стоимость покупных материалов и ресурсов в смете затрат на производство j-го вида продукции (работ) i-го подразделения; – объем кооперированных поставок комплектов для j-го вида продукции (работ), осуществляемых k-м подразделением i-му подразделению по технологической цепочке основного производства; – внутризаводская планово-расчетная цена комплектов для j-го вида продукции (работ), полученных от k-го подразделения i-м подразделением. Тогда смета добавленных издержек i-го подразделения рассчитывается как сумма добавленных издержек на производство всех видов продукции (работ) этого подразделения: Внутрифирменные планово-расчетные цены – инструмент организации внутризаводских экономических отношений. Основу их формирования составляют добавленные издержки: , где – планово-расчетная цена j-го изделия (вида работ, услуг) i-го подразделения; – добавленные издержки на производство j-го изделия (на выполнение j-го вида работ или услуг) i-м подразделением; q – коэффициент распределения в виде единой нормы рентабельности. Такой подход позволяет производственным подразделениям формировать прибыль: , где – прибыль i-го подразделения, полученная от реализации j-го вида продукции (работ, услуг). Внутрифирменные планово-расчетные цены на продукцию (работы, услуги) функционируют исключительно на внутризаводском уровне. Часть прибыли предприятия, распределяемая между подразделениями, становится источником арендной платы, возмещения ущерба, нанесенного данным подразделением другим подразделениям или предприятию в ходе производственно-хозяйственной деятельности. Остающаяся в результате чистая прибыль подразделений идет на формирование собственных фондов накопления и потребления, а также резервного фонда. Оптимальное соотношение полученных результатов и затраченных усилий может быть достигнуто на внутризаводском уровне при использовании принципа экономической ответственности. Подразделение должно нести ответственность за экономический ущерб, обусловленный невыполнением договорных обязательств, и возмещать прямые материальные потери. В широком смысле экономический ущерб включает в себя упущенную выгоду, непроизводственные затраты (содержание оборудования в период простоев по вине подразделений смежников) и материальные потери (в частности, брак производства). Причины экономического ущерба: – нарушение договорных обязательств по объему, номенклатуре, качеству и срокам поставки продукции ресурсов (выполнения работ, оказания услуг); – несоблюдение норм, нормативов и лимитов. Экономический ущерб возмещается за счет следующих источников: себестоимость продукции, прибыль, фонд оплаты труда, накладные расходы. От правильного определения причин возникновения и источников возмещения ущерба во многом зависит эффективность всей системы внутризаводских экономических отношений. Следовательно, систему внутрипроизводственных экономических отношений можно признать идеальной при отсутствии взаимных претензий структурных подразделений. В связи с этим в методике анализа внутрифирменных экономических отношений важное место занимает понятие "действенность системы внутризаводских экономических отношений", определяемые как способность этой системы приводить в движение механизм взаимного экономического стимулирования подразделений в целях улучшения результатов работы всего предприятия. В свою очередь оценка действенности на уровне предприятия производится с помощью коэффициента действенности, определяемого как отношение суммарного экономического ущерба, нанесенного предприятию всеми подразделениями, к чистой прибыли предприятия. На уровне каждого подразделения коэффициент действенности определяется как отношение суммарного экономического ущерба в размере санкций по утвержденным претензиям i-му подразделению со стороны остальных подразделений и предприятия к чистой прибыли i-го подразделения. Для анализа внутрифирменных экономических отношений используется система качественных критериев и соответствующих им количественных показателей оценки эффективности экономических отношений. Основными экономическими критериями оценки являются: – эффективность работы предприятия в целом; – вклад каждого подразделения в экономику предприятия. Первый критерий можно охарактеризовать с помощью известных показателей определения эффективности работы предприятия. Второй может быть количественно измерен с помощью другого основного показателя – рентабельности производства. Фактическая рентабельность производства i-го подразделения измеряется путем деления прибыли подразделения, скорректированной на величину изменения издержек производства, на фактические добавленные издержки этого подразделения. Тема 7. Санация и банкротство предприятия. Коммерческая тайна предприятия Банкротство (от итал. bаnсо – скамья, банк и rotta – сломанный) – состоятельность должника (физического или юридического лица), т.е. признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) обеспечить уплату обязательных платежей. Под денежными обязательствами понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным законом, а к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. Внешними признаками банкротства предприятия является неисполнение требований по плате вышеуказанных сумм в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Иными словами, если по истечении трех месяцев с даты исполнения платежей, они не осуществляются, то имеются формальные признаки признать предприятие банкротом. Косвенным внешним признаком несостоятельности (банкротства) является неудовлетворительная структура баланса, которая характеризуется следующими финансовыми показателями: 1) значение коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода менее 2; 2) значение коэффициента обеспеченности собственными средствами менее 0,1. Коэффициент текущей ликвидности – это финансовый показатель, характеризующий степень общего покрытия всеми оборотными средствами предприятия суммы срочных обязательств (суммы краткосрочных кредитов и займов, а также кредиторской задолженности). По уровню этого показателя можно судить об общей обеспеченности предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств (в виде запасов – сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция, товары отгруженные, расходы будущих периодов; НДС по приобретенным ценностям; дебиторской задолженности; краткосрочной финансовой задолженности; денежных средств и прочих оборотных средств, к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов, кредиторской задолженности, расчетов по дивидендам, фондов потребления и прочих краткосрочных пассивов. Коэффициент обеспеченности собственными средствами – это финансовый показатель, характеризующий наличие собственных, оборотных средств у предприятия, необходимых для поддержания его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и физической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств (в виде запасов – сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция, товары отгруженные, расходы будущих периодов; НДС по приобретенным ценностям; дебиторской задолженности; краткосрочной финансовой задолженности; денежных средств и прочих оборотных средств). 7.1. Процедуры банкротства При наличии внешних признаков банкротства в виде задержки платежей кредиторам более трех месяцев, можно говорить о банкротстве предприятий. В этом случае в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" к ним могут быть применены так называемые процедуры банкротства. Процедура банкротства – это мероприятия, применяемые в отношении к предприятию-должнику. Основной целью данных мероприятий является разрешение имущественных споров между должником и кредиторами. Следует отметить, что действующее законодательство России в области банкротства больше ориентировано на защиту прав кредиторов. В соответствии с законодательством в отношении должника применяются следующие процедуры. Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Эта процедура осуществляется под наблюдением кредиторов. Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия осуществляется с рядом существенных ограничений. Так, введение наблюдения не является основанием для отстранения от работы руководителей предприятия-должника. Однако органы управления этим предприятием не вправе принимать решения о реорганизации, создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, размещении ценных бумаг, а сделки, связанные с недвижимым имуществом, с имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% стоимости активов, с получением и выдачей займов и т.п., могут совершаться исключительно с согласия временного управляющего. Для проведения процедуры наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами. Обязанностями временного управляющего являются: 1) обеспечение сохранности имущества должника; 2) проведение анализа финансового состояния; 3) определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства; 4) установление всех кредиторов; 5) созыв первого собрания кредиторов. По окончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия-должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. На основании представленного отчета и ходатайства первого собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений: 1) о введении внешнего управления; 2) о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства; 3) о заключении мирового соглашения. С момента принятия решения наблюдение как процедура банкротства прекращается. Внешнее управление (судебная санация) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Основанием для назначения внешнего управления является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности. Продолжительность внешнего управления составляет не более 12 месяцев. Этот срок, однако, может быть продлен на 6 месяцев. С момента введения внешнего управления: 1) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику; 2) руководитель предприятия-должника отстраняется от должности и управление делами возлагается на внешнего управляющего. Мерами по восстановлению платежеспособности предприятия-должника могут быть: 1) перепрофилирование производства; 2) закрытие нерентабельных производств; 3) ликвидация дебиторской задолженности; 4) продажа части имущества предприятия; 5) уступка прав требований должника; 6) продажа предприятия (бизнеса). Продажа предприятия (бизнеса) или части его имущества проводится на открытых торгах в форме аукциона. Вырученные суммы включаются в состав имущества предприятия-должника. В случаях, когда сумма, вырученная от продажи предприятия, достаточна для полного удовлетворения требований кредиторов, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению. Если сумма недостаточна для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, внешний управляющий предлагает кредиторам заключить мировое соглашение. При недостижение мирового соглашения арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Целями конкурсного производства являются: 1) соразмерное удовлетворение требований кредиторов; 2) объявление должника свободным от долгов; 3) предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга. Принятие арбитражным судом решения о признании предприятия-должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев. С этого момента: 1) срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим; 2) прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности; 3) сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к коммерческой тайне; 4) не допускается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника; 5) снимаются ранее наложенные аресты имущества должника; 6) все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства. Для выполнения целей конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами предприятия-должника, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом. После проведения инвентаризации и оценки имущества предприятия конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества. Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам предприятия-должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Далее требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: 1. удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; 2. производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в том числе по контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам; 3. удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника; 4. удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; 5. производятся расчеты с другими кредиторами. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств предприятия-должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения этого отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации предприятия-должника. С момента внесения указанной записи в реестр полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а предприятие-должник – ликвидированным. Мировое соглашение – это процедура банкротства, заключаемая между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации, а путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов. Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга или иными способами, предусмотренными законодательством. Мировое соглашение может содержать условия: об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; уступке прав требований должника; исполнении обязательств должника третьими лицами; скидке с долга; обмене требований на акции; удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству. Мировое соглашение может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения полномочий временного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего. 7.2. Банкротство отдельных категорий должников Для отдельных категорий экономических субъектов, таких, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг, процедуры банкротства осуществляются с рядом особенностей, предусмотренных законодательством. Эти особенности прежде всего связаны с социальной значимостью данных организаций и необходимостью дифференцированного подхода к различным субъектам хозяйственной жизни. Добровольное объявление о банкротстве должника является внесудебной ликвидационной процедурой при условии отсутствия возражений кредиторов. Основаниями для добровольного объявления о банкротстве и ликвидации предприятия являются: 1) наличие у организации внешних признаков банкротства; 2) принятие собственником решения о ликвидации предприятия должника; 3) наличие письменного согласия всех кредиторов. Следует отметить, что существует ответственность за нарушение должником порядка добровольной ликвидации. В таких случаях, как при сокрытии или незаконной передаче своего имущества третьим лицам, собственник и руководитель предприятия-должника несут ответственность в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Последними такие требования могут быть предъявлены в течение 10 лет с момента ликвидации предприятия-должника. Любой из кредиторов в любой момент до завершения процедуры ликвидации предприятия-должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом и начале проведения процедуры банкротства. При добровольной ликвидации предприятия-должника обязанности конкурсного управляющего исполняет председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Механизм формирования конкурсной массы, порядок удовлетворения требований кредиторов и исключение предприятия из реестра юридических лиц соответствует процедурам конкурсного производства (принудительной ликвидации). Упрощенная процедура банкротства применяется к организациям, которые условно можно отнести к двум группам: "отсутствующий должник" и "ликвидируемый должник". Такая процедура банкротства характеризуется тем, что проводится в сокращенные сроки. Так, упрощенная процедура применяется, когда организация-должник прекратила свою деятельность, а установить местонахождение его руководителя не представляется возможным. Частным случаем является прекращение предпринимательской деятельности, т. е. операции по счетам предприятия-должника не проводились в течение 12 месяцев. При этом заявление о признании должника банкротом может быть подано кредиторами и прокурором независимо от размеров кредиторской задолженности. 7.3. Предупреждение банкротства, санация Под предупреждением банкротства понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника. Учредители и собственники предприятия, органы исполнительной власти обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства предприятий. В рамках предупредительных мер должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности. Данные меры носят название досудебная санация. Санация (от лат. sanatio – лечение, оздоровление) – досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника – юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. При этом либо собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе органы исполнительной власти) оказывают должнику целевую финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение и пр. Государственная финансовая поддержка предоставляется тем предприятиям, которые при наличии соответствующих возможностей способны в короткое время эффективно использовать полученные финансовые средства. Финансовая служба по финансовому оздоровлению разработала два подхода к оздоровлению неплатежеспособных предприятий: 1) санация с учетом наличия текущего спроса на их продукцию на рынке, состояния основных производственных фондов и мощностей, уровня технологии производства и квалификации производственного персонала, оценки внутренних резервов; 2) вывод предприятия из хозяйственного оборота в силу их низкой эффективности. Для реализации этих задач органы исполнительной власти формируют из проблемных предприятий четыре группы претендентов на получение государственной финансовой помощи, положив в основу следующие критерии: 1) величину износа основных производственных фондов конкретного предприятия по сравнению со среднеотраслевым показателем; 2) уровень спроса на основные виды выпускаемой продукции исходя из ее качества и потребительских свойств. Первая группа объединяет предприятия, у которых износ основных фондов ниже среднеотраслевого и имеет место высокий спрос на их продукцию на соответствующем товарном рынке. Предполагается, что подобные предприятия самостоятельно способны изыскать внутренние резервы для оздоровления своего финансового состояния. Вторая группа включает предприятия, у которых износ основных фондов ниже среднеотраслевого, но имеет место низкий спрос на их продукцию на соответствующем товарном рынке. К третьей группе относят предприятия, у которых износ основных фондов выше среднеотраслевого, но имеет место высокий спрос на их продукцию на соответствующем товарном рынке. Четвертая группа объединяет предприятия, у которых износ основных фондов выше среднеотраслевого и имеет место низкий спрос на их продукцию на соответствующем товарном рынке. Предприятия четвертой группы в связи с низким производственным и рыночным потенциалом не могут рассчитывать на финансовую помощь. Финансовая помощь может быть оказана предприятиям второй и третьей групп. Наличие возможности восстановления платежеспособности оформляется планом финансового оздоровления (бизнес-планом). Типовой план финансового оздоровления разработан ФСФО и рекомендован проблемным предприятиям для рассмотрения возможности их санации. Данный план должен включать в себя следующие разделы. 1. Общая характеристика предприятия. 2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления. Приводятся срок реализации плана, сумма необходимых финансовых средств, срок погашения помощи, финансовые результаты реализации плана. 3. Анализ финансового состояния. Приводятся сводная таблица финансовых показателей предприятия, анализ, выводы. 4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности. К ним относятся: * смена руководящего звена предприятия; * инвентаризация предприятия; * оптимизация дебиторской задолженности; * снижение издержек производства; * продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий; * продажа незавершенного строительства; * оптимизация численности персонала; * продажа излишних запасов товарно-материальных ценностей и оборудования; * конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочные ссуды. 5. Рынок и конкуренция. Содержатся сведения об отрасли, в которой работает данное предприятие, ее современном состоянии и перспективах развития. 6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия. Описываются стратегия маркетинга, характеризующаяся стратегиями проникновения на рынок и роста предприятия, каналы распределения продукции, коммуникации. 7. План производства. Рассчитываются производственная программа, численность работников, фонд заработной платы, смета расходов и калькуляция себестоимости продукции. 8. Финансовый план. Определяются прибыль, текущая стоимость, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости, точка безубыточности. 9. Выводы. Квалифицированное составление плана финансового оздоровления является основой при принятии решения об оказании той или иной помощи. Оценивается эффективность представленных бизнес-планов при помощи показателей внутренней нормы прибыли и чистой текущей стоимости. В случае положительного заключения ФСФО принимает решение о размере государственной финансовой поддержки, сроках проведения санации предприятия, размере предполагаемой процентной ставки по кредитам и сроке погашения кредита. 7.4. Ответственность при банкротстве Как уже отмечалось, процедуры банкротства затрагивают интересы множества субъектов экономики. От государственных институтов в лице, например, налоговых органов до членов трудового коллектива предприятия-должника. Нередко от судьбы того или иного предприятия зависят судьбы тысяч семей, а порой и целых городов. Поэтому вводится персональная, вплоть до уголовной, ответственность руководителей предприятия за те или иные действия при проведении процедур банкротства. Современное российское законодательство относит процесс банкротства, с одной стороны, к Гражданскому кодексу и юрисдикции арбитражного суда в части описания процедур банкротства, а с другой стороны – к Уголовному кодексу, если выявлены нарушения при рассмотрении дела в арбитражном суде. Действующее российское законодательство предусматривает уголовное наказание за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство. При этом преследуются цели защиты установленного порядка осуществления процедуры банкротства, которое является необходимым условием оздоровления экономики, обеспечения стабильности и этики предпринимательских отношений, а также защиты прав и законных интересов собственников предприятий, должников и кредиторов. Сфера применения законодательства – предпринимательская деятельность юридических и физических лиц независимо от формы собственности. Неправомерные действия при банкротстве (статья 195 УК РФ) трактуются в законе таким образом: 1) сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, передача имущества в иное владение, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при банкротстве или в предвидении банкротства; 2) неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении. Преднамеренное банкротство (статья 196 УК РФ) – это преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, обусловленное заведомо некомпетентным ведением дел. Нанесение собственником или руководителем предприятия ущерба в личных интересах. Фиктивное банкротство (статья 197 УК РФ) – заведомо ложное объявление о несостоятельности с целью получения от кредиторов отсрочки и/или рассрочки платежей, скидки с долгов или ликвидации предприятия как такового. 7.5. Коммерческая тайна предприятия Коммерческая тайна – это научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам (которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования), к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности меры охраны. Основу коммерческой тайны составляет ценная информация, касающаяся непосредственной деятельности предприятия. Тайна предприятия (фирмы) – это его собственность, которая при эффективном использовании должна приносить прибыль. К сведениям, являющимся коммерческой тайной предприятия, могут быть отнесены следующие данные: 1) о характере, целях и результатах отдельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); 2) о применяемых и перспективных технологических процессах, приемах и оборудовании, их модернизации и модификации; 3) об обосновании сделок, о результатах переговоров с организациями; 4) о конструкциях, схемах и чертежах выпускаемых и разрабатываемых изделий; 5) об используемых и перспективных оригинальных методах управления созданием товаров рыночной новизны; 6) о состоянии программного и компьютерного обеспечения; 7) о поставщиках, торговых партнерах, посредниках и других клиентах; 8) о производственных фондах, товарообороте, кредитах, намечаемом расширении производства, коммерческих замыслах и др.; 9) об издержках и конкретных ценах на товары и услуги, условиях платежей, размерах предоставляемых скидок, условиях кредита и других сведениях, разглашение которых может нанести ущерб предприятию. Коммерческую тайну могут составлять сведения, касающиеся широкого круга вопросов деятельности предприятия. Однако они должны при этом иметь следующие признаки: 1) не являться государственным секретом; 2) относиться к научно-производственной и сбытовой деятельности предприятия; 3) не наносить ущерб интересам общества; 4) иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность и создавать преимущества в конкурентной борьбе; 5) быть ограниченными в пользовании, т. е. предприятием должны приниматься законные меры по их охране. К коммерческой тайне не может быть отнесена информация: 1) содержащаяся в учредительных документах; 2) содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии и т. д.); 3) содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой бухгалтерской отчетности (включая аудиторские заключения), а также в иных документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей; 4) об оплачиваемой деятельности государственных служащих; 5) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера; 6) о численности и кадровом составе работающих; 7) содержащаяся в годовых отчетах фондов об использовании имущества; 8) подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством; 9) связанная с соблюдением экологического и антимонопольного законодательства, обеспечением безопасных условий труда, реализацией продукции, причиняющей вред здоровью населения и др.; 10) о деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций, не связанной с предпринимательством; 11) о наличии свободных рабочих мест; 12) о хранении, использовании или перемещении материалов и использовании технологий, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан или окружающей среды; 13) о реализации государственной программы приватизации и условиях приватизации конкретных объектов; 14) о размерах имущества и вложенных средствах при приватизации; 15) ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами и др. Основными субъектами права на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники. Обладатели коммерческой тайны – это физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие монопольное право на информацию, представляющую собой, с их точки зрения, коммерческую тайну. Сведения, являющиеся коммерческими секретами, должны устанавливаться в соответствии с "Перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну", который утверждается и вводится в действие приказом руководителя предприятия. "Перечень" должен регулярно пересматриваться. Предложения о включении в него дополнений и изменений должны вносить исполнители и руководители структурных подразделений для предупреждения возможного нанесения ущерба интересам предприятия. Критерием отбора сведений, которые целесообразно в тот или иной период защищать как коммерческую тайну, является ценовая и неценовая конкуренция. Именно поэтому к коммерческой тайне рекомендуется относить те сведения, которые могут дать значимые преимущества в конкурентной борьбе. Разглашение этой информации наносит экономический ущерб предприятию вследствие снижения конкурентоспособности его товаров. Для обеспечения защиты коммерческой тайны на предприятии должен вводиться определенный порядок работы с закрытой информацией, включающий комплекс правовых, административных, организационных, инженерно-технических, финансовых, социально-психологических и иных мер. На каждом предприятии должно быть разработано и утверждено руководителем положение по защите коммерческой тайны, в котором необходимо указать все требования по работе с закрытой информацией. С ним необходимо ознакомить лиц, имеющих доступ к коммерческим секретам предприятия (под расписку).